Часто туристы, впервые побывавшие на КБЖД, признаются: никак не ожидали увидеть в глубинке столько красоты. И обещают сюда непременно вернуться: проехать на поезде, проплыть на теплоходе или того лучше — пройти весь маршрут пешком. Последний вариант — особенно заманчивый: можно охватить все достопримечательности, если точно знать, что, зачем и где смотреть. Чтобы ничего не пропустить, сверьтесь с нашим обзором кругобайкальских чудес.

Мраморный вокзал и музей в Слюдянке

Мраморный вокзал в Слюдянке
Мраморный вокзал в Слюдянке (фото fanatbaikala.ru)

Вокзал на станции Слюдянка-1 — эффектная точка в строительстве КБЖД. С начала XX века и по сей день это не только местная гордость: вокзал, целиком построенный из байкальского белого и розового мрамора, в мире один. Здание без преувеличения уникально, и вы обязательно его увидите, если включите Слюдянку в свой пеший маршрут или выберете экскурсию на «Кругобайкальском экспрессе».

Еще одно интересное место в городе — усадьба Валерия Жигалова с первым в России частным минералогическим музеем «Самоцветы России». Здесь вы найдете великолепную коллекцию минералов, уютный ночлег или жилье на несколько дней, если захотите остаться в усадьбе подольше.

Старая Ангасолка

Старая Ангасолка
Старая Ангасолка (фото fanatbaikala.ru)

В этом скромном поселке на берегу Байкала туристов больше, чем местных жителей. Именно отсюда начинается участок КБЖД, где особенно много архитектурных и иженерных объектов — когда кажется, что удивительнее виадука или тоннеля быть не может, появляется другой, еще монументальнее и прекраснее.

Если останутся силы, прогуляйтесь до Птичьего базара — единственного утеса на Байкале, где гнездятся серебристые чайки. Для остроты впечатлений смелые туристы поднимаются на скальный массив, к которому ведет выход из тоннеля. Любители менее экстремального отдыха наслаждаются пейзажем в любой сезон или сверяются с приметой в мае: если чайки прилетели, скоро Байкал освободится от льда.

Комплекс «Киркирейский»

Комплекс «Киркирейский»
Комплекс «Киркирейский» (фото fanatbaikala.ru)

Место замечательное уже тем, сколько ему отдано труда. Сначала строители проложили тоннель через узкую часть скалы, но частые горные обвалы и бурное течение Киркирея грозили катастрофой. Пришлось пробивать параллельный ход через всю скалу длиной 636 метров. Работа велась скрупулезная: разные по размерам и формам камни подбирались друг к другу и подгонялись как пазлы — уникальная циклопическая кладка впечатляет даже туристов, повидавших немало архитектурных чудес.

Укротить строптивый Киркирей решили так — построили плотину на высоте 66 метров. Ручей лился мощным потоком прямо над тоннелем, но уже без всякой возможности его подтопить. Этот «водопад» вместе с тоннелями легко увидеть и сегодня, если вы отправитесь в поездку на «Кругобайкальском экспрессе» или пройдете по дороге до 123-го км дороги.

Самый длинный и самый короткий тоннели КБЖД

Тоннели КБЖД
Тоннели КБЖД (фото kbzd.transsib.ru)

Оба находятся в поселке Половинная, где на 1,5 часа останавливается «Кругобайкальский экспресс» и на 2,5 часа — теплоход «Баргузин». Самый длинный тоннель интересен не только своими размерами — он еще и абсолютно прямой. Поэтому здесь в буквальном смысле можно увидеть свет в конце в тоннеля.

Помимо этих знаменитостей во время прогулки вы встретите самые крупные на КБЖД мост и арочный виадук — они стоят бок о бок. А недалеко от мыса Половинный, на глубине 1 300 метров работает байкальский нейтринный телескоп. Ученые называют его глазами Земли: телескоп улавливает космическую элементарную частицу — нейтрино. По этим отловленным частицам специалисты узнают, что происходит внутри звезды, исследуют черные дыры и климат нашей планеты.

Итальянская стенка

Итальянская стенка
Итальянская стенка (фото fanatbaikala.ru)

Свое название подпорная стенка на мысе Шумиха получила благодаря сходству с итальянскими арками. Что не случайно: ее спроектировал итальянец со звучной фамилией Феррари. Изначально стена возводилась для защиты дороги от камнепада. А сейчас у этого красивого строения, напоминающего альпийский мост, иное предназначение — привлекать и радовать туристов.

Вместе с итальянской стенкой на 101–103 км КБЖД посмотрите Большую Шумихинскую галерею и мосты над реками Большая и Малая Шумиха. Если окружающий пейзаж вам понравится настолько, что захочется пожить здесь пару дней-неделю, останьтесь на турбазе рядом с колоритной рыбацкой деревушкой из трех домов.

«Белая выемка»

Белая выемка на КБЖД
«Белая выемка» на КБЖД

Представьте полуторакилометровое пространство, на котором собрано сразу 70 видов минералов: от шпинели до циркона. А еще мрамор — слепящий, переливающийся на солнце. Именно так выглядит «Белая выемка» — не просто геологический разрез, а целый геолого-минералогический музей под открытым небом.

Находится разрез в основании мыса Ивановский, на 103–105 км КБЖД. Попасть сюда можно пешком от ближайших станций на 102 и 107 км дороги, где останавливается местный поезд «мотаня».

Музей КБЖД и старый маяк в поселке Байкал

Музей КБЖД
Музей КБЖД

В маленьком поселке с действующим портом есть две заметные достопримечательности. Первая — музей Кругобайкальской железной дороги в здании вокзала. Загляните сюда, если любите рассматривать старые фотографии и причудливые механизмы, погружаться в другую эпоху и узнавать много любопытного о новом месте.

А если не боитесь высоты, «захватите» вторую достопримечательность — маяк, построенный в начале XX века на вершине горы Баранчик. Наверху увидите панораму южной части побережья Байкала, мыс Толстый, Листвянку, исток Ангары — красиво, словами не передать! До станции Порт Байкал удобно доехать самостоятельно на электричке или на «Кругобайкальском экспрессе» из Иркутска, а также на «мотане» из других пунктов КБЖД.

Подробнее о Кругобайкальской железной дороге, маршрутах и особенностях путешествия по ней мы рассказываем здесь.

NO COMMENTS

Leave a Reply