В год празднования 355-летия Иркутска вспомним тех, кто своим появлением на нашей земле поспособствовал стремительному культурному и образовательному прогрессу будущей столицы Восточной Сибири. Их имя — декабристы.

Что представлял собой Иркутск до приезда декабристов?

Прежде чем начать наш экскурс в историю, развенчаем приукрашенное мнение, что только благодаря декабристам Иркутск из глухой деревни превратился в город. До приезда декабристов в Иркутск в 1845 году здесь уже динамично развивались экономика, образование и строительство. Вот, что о родном городе в 1820-х годах говорили сами иркутяне:

Подтверждает эти слова история: в середине XIX столетия в Иркутске проживали около семнадцати тысяч жителей, было построено более двух тысяч деревянных домов. Образованию в городе уделялось особое внимание: существовали духовная семинария и мужская классическая гимназия, два образовательные учреждения для девушек: Сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой и Девичий институт Восточной Сибири.

Вид Иркутска. П. И. Пежемский, 1846 г.

Приехав в Иркутск, декабристы стали помогать в его динамичном развитии. В своих воспоминаниях иркутский врач Н. А. Белоголовый, современник и воспитанник сразу нескольких декабристов, писал: «Единовременное появление в небольшом и разнокалиберном обществе двадцатитысячного городка пятнадцати или двадцати высокообразованных личностей не могло не оставить глубокого следа. Эти люди не кичились ни своим происхождением, ни превосходством образования, а, напротив, старались искренно и тесно сблизиться с окружавшей их провинциальной средой и внести в нее свет своих познаний».

На пользу города и общества

Даже после отбывания тюремного срока, жизнь декабристов контролировалась строгими правилами: им запрещалось вести переписку, заниматься общественно значимой деятельностью, поступать на государственную службу, уезжать далее тридцати верст от своего поселка. Но вопреки запретам, многим из декабристов в ссылке удалось преуспеть в научной, образовательной и культурной сферах, и даже применить таланты в сельском хозяйстве.

В Сибири ссыльным дворянам пришлось освоить нелегкий крестьянский труд. Каждый поселенец получал по пятнадцать десятин земли — около шестнадцати гектаров — для ведения собственного хозяйства. Братья Муравьевы и Сергей Волконский поступили иначе. Они взяли в аренду дополнительные наделы и организовали хозяйство с использованием наемной рабочей силы. Выращивали не только характерные для сибирских краев овощи, а также новые сельскохозяйственные культуры: гималайское просо, огурцы, арбузы и дыни. Муравьев-Апостол в Вилюйске начал сажать картофель. В Смоленщине Бесчаснов построил маслобойный цех, куда крестьяне привозили конопляное семя, получая за него стабильный доход. Удивительно, но конопля выращивалась здесь триста лет, но изготавливать масло из нее не умели.

slider
изображения не найдены

Те декабристы, кто посвящал себя наукам, старались передавать свои знания. Раевский на собственные деньги заказал учебные пособия и основал школу в Олонках. На два года предоставил свой дом для занятий Сиропитательного дома Медведниковой, пока идет строительство основного здания. Частную педагогическую деятельность вели Борисов, Юшневский и Поджио, обучая детей местных купцов и помещиков. Появление в Иркутске столичного доктора Фердинанда Богдановича Вольфа, достижения и навыки которого были на порядок выше всех остальных врачей в регионе, помогло многим сибирским лекарям восполнить пробелы в знаниях. Доверие к ссыльному врачу было безграничным, и он оказывал помочь всем, кто к нему обращался. Не меньшую пользу оказало пребывание декабристов на культурную сферу.

Дом Волконских, в котором гостеприимные хозяева устраивали театральные и литературные вечера, стал настоящим объединяющим центром для декабристов и местной интеллигенции. Не исключено, что постановки домашнего театра Волконских, в которых принимали участие дети декабриста и их друзья, повлияли на стремительное развитие театрального искусства в городе: уже в 1851 году в Иркутске открылся первый профессиональный театр.

slider
изображения не найдены

В доме семьи Волконских до сих пор поддерживают традиции Домашнего театра и проводят культурные мероприятия и экскурсии, посетив которые можно вживую увидеть предметы быта и узнать о жизни декабристов в Сибири самые подробные факты. А благодаря картинам Н. А. Бестужева мы можем увидеть не только портреты большинства проживавших здесь декабристов, но и зарисовки городских пейзажей, навсегда оставшихся в прошлом.